Художник театра «ARTиШОК» Антон Болкунов получил «Золотую Маску»
15 мая 2023
Последние годы в школе я в основном сидел на последней парте и рисовал всякие кровавые картинки. После девятого класса ушёл и поступил на отделение сценографии, потому что оно было универсальным: учили живописи, композиции, макетам и прочему. Затем я поступил в академию им. Жургенова, потому что училище не даёт статуса художника-постановщика. После выпуска я какое-то время сидел дома и рисовал, у меня было несколько графических выставок.
Как тебя занесло в театр?
Вообще я не планировал работать в театре. А в 2008 году я впервые попал в «ARTиШОК», и через год начал с ними плотно работать. В 2014-м мы с Галей Пьяновой уехали в Новосибирск и там два года проработали по контракту. Она была главным режиссёром, а я – главным художником театра. Через два года мы вернулись в «ARTиШОК», где и работаем по сей день.
У нас в сознании театр – это актёры и режиссёры, а художники – это в галереях. Как бы ты описал профессию театрального художника?
Я часто сталкиваюсь с тем, что люди не понимают, что за профессия такая – театральный художник. В Казахстане театральная культура пока не является достаточно мощным двигателем человеческого сознания. Даже когда была пандемия, театры попросту забыли закрыть. Потом спохватились и через несколько дней закрыли. Когда я говорю, что я сценограф, люди отвечают: «А, стенограф! А что вы делаете в театре?» Или другой вариант: «А, ты декорации рисуешь!» Трудно объяснить, что прошли времена, когда существовали задники, писанные вручную.
Театральный художник организовывает пространство спектакля, создаёт костюмы и всё, что связано с визуальной частью театра. Это человек, который не оформляет, а именно придумывает и простраивает визуал. В этом отличие сценографии от дизайна.
Между режиссёром и художником-постановщиком в современном театре береговая линия достаточно размытая. Бывает, что художественное решение становится решением спектакля, то есть режиссёрским. Поэтому хорошие режиссёры стараются взять в команду хороших художников и, как правило, работают с одними и теми же людьми. Сработаться в одной команде, да ещё и с эффективным результатом, – не такое простое дело. Мне в этом плане очень повезло.
Не могу не спросить про «Золотую Маску». В этом году обладателями стали сразу трое казахстанцев – ты, Сергей Погосян и Анатолий Григорьев. Расскажи, как ты оказался среди номинантов?
Когда мы жили и работали в Новосибирске, я ездил в лабораторию при «Золотой Маске», которая называлась «Визуальный театр» и была посвящена театру художника. Она проходила два месяца в Москве под руководством Дины Годер. Там я познакомился с одним из участников, режиссёром Сашей Янушкевичем из Беларуси. Он стал периодически приглашать меня что-то делать. Сейчас мы вместе создаём уже третий спектакль.
Первый опыт соприкосновения с «Золотой Маской», как я уже говорил, у меня был со «Снегурочкой». Потом мы с Сашей поставили в тольяттинском театре кукол спектакль «Повесть временных лет», где вместо кукол были деревянные болваны-кегли в количестве 250 штук. Этот спектакль тоже был номинирован, но я тогда «Золотую Маску» не получил. И когда мы сделали спектакль «Паша» в Барнауле, мы придумали настолько необычных кукол, что в этот раз премия стала моей.
Как казахстанцу мне эта премия мало что даёт. Если бы я жил и работал в России, мой рейтинг с ней был бы выше, меня бы чаще приглашали, платили бы бОльшие гонорары и так далее. Это хорошее продвижение по карьерной лестнице на театральном поприще. В нашей же стране моя победа – хорошая новость в творческих кругах, и не более.
Любая премия за достижения в твоей профессии для тебя ценна. Писатель, который получил литературную награду, наверняка испытывает удовольствие, что его профессиональные качества были вот так отмечены. То же самое и у меня. Гораздо больше для меня значит тот факт, что я казахстанец, который привёз «Золотую Маску» в Алматы. Я вообще люблю отмечать необычные вещи в жизни, и меня забавляет само осознание, что эта реликвия стоит у меня дома. В Казахстан премия ещё не выезжала, поэтому могу смело взять её, сфотографироваться посреди Зелёного базара, и это будет уникальный случай в истории (смеётся).
Странно спрашивать про планы, но у «ARTиШОКа» всегда припасён какой-нибудь козырь в рукаве. Чего зрителям ждать в обозримом будущем?
Пока ничего предметного сказать не могу. В конце каждого сезона мы собираемся и публикуем свои идеи на следующий год. Пока этот момент не наступил, поэтому в эфире тишина. К тому же сейчас идут экзамены у студентов нашего актёрско-режиссёрского курса, ребята выпускаются в этом году. Им нужно сделать кучу дипломных спектаклей по разным предметам, так что театр сейчас накалён до предела. Но вскоре мы всей командой соберёмся и обсудим планы на новый сезон. Что-нибудь интересное будет обязательно!