Личная история: духовное образование и поиски ответов о Боге
11 сентября 2020
Елизавета Березина – девушка из самого северного города нашей страны. Она родилась и выросла в Петропавловске. Там же окончила университет по специальности «иностранный язык: два иностранных языка», там же начала дистанционно учиться в Центре дополнительного образования Московской духовной академии и МПГУ. Новая специальность Елизаветы называлась «катехизическая деятельность» и «теология».
Тогда Лиза начала изучать буддизм и другие философские концепции, однако ответы на свои вопросы она не получала. В университете самой ожидаемой дисциплиной девушки была философия. Ей хотелось поделиться результатами своих исследований и рассказать возникшие идеи. Когда преподаватель раздавал темы для докладов, Елизавета хотела взять конфуцианство, но ей выпал даосизм. Поняв, что информации об этом учении мало, она решила прочитать «Дао Дэ Цзин» («Книга пути и благодати» – главный канонический текст даосизма). «Этот труд оказался небольшим по содержанию, но глубоким по ценности. Читая, я увидела и почувствовала евангельский дух. Читая второй раз, я выписывала всё, что было очень схожим с Евангелием. В тот момент я чувствовала себя первооткрывателем. Позже я узнала об отце Серафиме Роузе, учёном востоковеде, который серьёзно и глубоко изучал восточные религиозные традиции. Он оставил мир науки и стал православным монахом-миссионером, основавшим с единомышленниками монастырь в горах Северной Калифорнии. Его настолько привлёк «Дао Дэ Цзин», что ради того, чтобы прочесть в оригинале, он выучил древнекитайский. Открыв для себя православие, он также выписал сходства с Евангелием и назвал Христа Вечным Дао, а Лао Цзы провозвестником Христа. Для него это было первым шагом вхождения в церковь, а для меня первым шагом для возвращения».
«До сих пор помню, как всю пару Нового Завета преподаватель нам доказывал, что все ошиблись с расчётом Рождества Христова на семь лет. Он приводил много доказательств и так убедительно говорил! Но это была проверка нашего критического мышления, – говорит Лиза. – После чего он сказал нам, чтобы мы старались тоже взвешивать все факты и информацию, которую говорят нам преподаватели. Вот такой урок был нам всем».
Некоторые дисциплины в духовной академии необычны для студентов других университетов. Здесь преподают богослужебное пение, историю древней церкви, святоотеческую письменность, литургику, апологетику, церковнославянский язык. Также есть стандартные предметы, такие как психология, педагогика.
Вместе с обучением в духовной академии с 2017 года Лиза получала дистанционное образование по специальности «теология» в Московском педагогическом государственном университете. Однако в этом году в обоих университетах она взяла академический отпуск. Причиной этому стала работа над диссертацией. Елизавета Березина – магистрантка очного отделения по специальности «внешние церковные связи» Общецерковной аспирантуры и докторантуры (ОЦАД, Москва). Получая второе высшее образование, Елизавета не собирается останавливаться на достигнутых результатах. «В ОЦАД часто проводятся встречи с зарубежными преподавателями. Этим летом там должна была быть стажировка, но из-за пандемии её перенесли на следующий год. Также меня пригласили в докторантуру, но я ещё думаю продлить процесс обучения, отучиться в аспирантуре в России».
На вопрос о том, какова же конкретная цель всего этого обучения, Елизавета отвечает, что хочет войти в академическую среду, обретя профессиональную компетентность, что позволит ей развиваться в дальнейшем как человеку и как специалисту. Но Лиза не ставит перед собой высокопарных целей, которых необходимо достичь во что бы то ни стало. Она говорит, что не планирует всё до последних деталей, так как с каждым годом происходит много событий, меняющих её жизнь.
К выбору образования Елизаветы её близкие и друзья относятся хорошо. Она говорит, что сама никогда не зацикливается на религиозной принадлежности человека. Для девушки главное – его личные качества и ориентиры. Среди друзей Елизаветы Березиной есть мусульмане, атеисты, агностики, кто-то интересуется восточными практиками, а также много друзей протестантов. Но различия не мешают им быть близкими людьми, вместе развиваться, задавать неудобные вопросы и искать ответы на них.