ЖИЗНЬ

Рассказ «Фотография королевы»

ЖИЗНЬ

Рассказ «Фотография королевы»

Сегодня в рубрике «Писательницы Центральной Азии» рассказ Ирины Дмитровской – независимой художницы и исследовательницы, а также участницы курса «Семейная этнография, или Как деколонизировать своё письмо».
Ирина Дмитровская

17 апреля 2024

Мне семь лет, и передо мной полная тарелка супа с домашней лапшой. Я терпеть её не могу, эту домашнюю лапшу, которую делает моя бабушка. Напротив меня сидит дядя, справа мама, слева мой двоюродный брат и бабушка. Они едят так, будто обожают эту еду, и ведут себя так, будто и я должна её любить. 


«Ирка, хватит ковырять ложкой в тарелке, ешь» – бабушка успела съесть уже половину. «Сделай мне лучше хлеб с маслом и мёдом», – я разбрасываю лапшу по тарелке, надеясь, что она растворится в бульоне. 


Я люблю бабушкины блины или мясо в горшочках, которое запекает моя мама, но больше всего я люблю яблоки. Лапша выглядит склизкой и размякшей, когда я подцепляю её ложкой и выливаю обратно в тарелку. 


Когда я была маленькой, меня кормили одной картошкой. Я говорила маме: «Опять одна картошка», а она отвечала мне: «Ну возьми две. Ешь».


Я вздыхаю и смотрю на угол стола. Я решаю, что ни за что в жизни не стану есть эту лапшу.


«Если ты съешь всё, я тебя сфотографирую», – говорит дядя и убирает со стола свою уже пустую тарелку.


Он зажигает плиту, наливает воду в чайник и ставит его на огонь. Я смотрю на белую поверхность чайника с красными яблоками и начинаю колебаться. Лапша – это, конечно, не яблоко, но мне хочется получить фотографию. Может быть, я повяжу платок с цветами себе на голову и надену ту бархатную изумрудную кофту, буду совсем как королева из фильма. Ради такого снимка, возможно, я могла бы съесть лапшу, ну хотя бы попробовать.

Первая ложка залетает ко мне в рот. Я запиваю лапшу компотом, чтобы не ощущать вкуса. У дяди есть фотоаппарат, такой чёрный и новенький, а у нас нет. Я глотаю вторую и третью ложку супа. 


Точнее – у нас тоже есть, но он старый и медленный. Медленный, потому что снимки из него никогда невозможно увидеть. Мама говорит, что проявлять плёнку – это дорого. А у дяди фотоаппарат быстрый. Я съедаю ещё немного супа. Быстрый, потому что он всегда приносит и показывает фотографии. Некоторые он дарит нам. Я делаю ещё одно усилие над лапшой. Мне кажется, его фотоаппарат лучше, снимки из него никуда не пропадают и мама всегда складывает их в альбом. Значит, там может появиться и мой снимок, как у королевы из кино. У меня закончился компот, а суп всё ещё нет. Без компота я не могу есть эту массу, поэтому я останавливаюсь.

«Давай, осталось чуть-чуть», – говорит дядя. 


Я выдыхаю и смотрю в тарелку. Ладно, в конце концов это того стоит. Набираю ещё одну ложку и кладу её в рот.


И тут что-то происходит. Происходит то, что отбирает у меня фотографию королевы из кино. Дядя достаёт из кармана фотоаппарат и делает снимок в тот момент, когда у меня полный рот этой домашней лапши. 


«Готово», – он улыбается и выглядит довольным.


Мне хочется кинуть тарелку об стену. Почему-то я точно понимаю, что другой фотографии не будет. «Проявлять плёнку – это дорого». Всем вокруг весело.

 

Мне тридцать пять, передо мной чашка кофе и семейный альбом. Я сижу за тем же самым простым прямоугольным столом, что и тогда. По какой-то причине я вожу его за собой из квартиры в квартиру. Бабушки уже нет, и никто больше не готовит домашнюю лапшу и не заставляет меня её есть. Проявлять плёнку по-прежнему дорого, но у меня есть «быстрая» цифровая камера. И я могу сделать себе фотографию королевы сама, но вместо этого я вдруг пишу маме: «Не помнишь ли ты рецепт бабушкиной домашней лапши?».

Ирина Дмитровская

Независимая художница и исследовательница, работает с фотографией, видеоартом, текстами и перформативными практиками.


В своих работах Ирина исследует темы сексуальности, квира, гендера, телесности и памяти.

Иллюстрации: Венера Кан
M

Читать также: