ЛАЙФСТАЙЛ

Писательница Катя Майорова: «Я никогда не была «удобной женщиной»

В этом году в издательстве CLEVER вышла книга писательницы Кати Майоровой  «Раньше девочки носили платья в горошек», которая быстро стала бестселлером. В этой личной истории, рассказанной откровенно и с иронией, тысячи девушек узнали себя. Автор Manshuq Наиля Галеева связалась с Катей, чтобы поговорить о её книге, писательском ремесле и феминизме.
Наиля Галеева

9 июля 2021

Катя Майорова

Катя Майорова

российская писательница, автор книг «Кир и Йенни», «Одеон», «Раньше девочки носили платья в горошек».


В прошлом Катя – журналистка, работала в разных СМИ в течение десяти лет. В своём творчестве Катя затрагивает темы феминизма, бодипозитива, токсичных отношений и любви к себе. В последние годы Катя Майорова активно ведёт блог и занимается гострайтингом.

Как возникла идея написания книги «Раньше девочки носили платья в горошек»? Это было предложение от издательства или вы сами почувствовали необходимость высказаться?

В 2014 году я прочитала книгу Лины Данэм «Я не такая», и она меня поразила. «А что, так можно было?» – этот вопрос уже звучит пошло, но я раньше не сталкивалась с подобным стилем. С одной стороны, Лина рассказывала о своей жизни, с другой – автобиографией это назвать нельзя. Тогда же я решила, что хочу написать что-то подобное – в таком же жанре, только о себе.


Летом 2020 года мне написала Алина – руководитель направлений Young Adult, Middle grade & Non-fiction в издательстве CLEVER – с предложением о сотрудничестве и вопросом, есть ли у меня что-то неопубликованное или, может, задумки, о чём бы хотелось написать. Я поделилась своей идеей – написать книгу о себе и обо всех. Редактору идея понравилась, главред сказала, что это та самая проза, которую она давно искала, но не могла найти. Так всё и произошло.

Как вы думаете, с чем связано то, что в вашей книге – очень личной и откровенной – так много девушек узнали себя?

Думаю, причин несколько. Во-первых, откровенность и открытость всегда резонируют: неважно, кто и о чём говорит. Во-вторых, у сотен тысяч, если не миллионов, женщин такое же прошлое, как и у меня: детство, школа, родители, одноклассники. И я первая, кто об этом высказался, кто, выражаясь кинематографично, вспомнил всё. Тем более мы сейчас живём в сложный переходный период, когда тонны старых убеждений, которыми люди жили последние сто лет, отмирают и пишутся новые правила жизни. Это сложно, тревожно и нужно много поддержки. Моя книга и есть эта поддержка.

На своём примере вы показали, как девушки и женщины неосознанно ищут одобрения родителей, коллег по работе, партнёров. А как вы боретесь с этим синдромом «удобной женщины»? Или, может, вы уже преодолели его?

Я никогда не была «удобной женщиной», всегда делала всё так, как хотела. Но у меня всегда было желание быть принятой, одобренной. До сих пор оно есть. Работаю над этим с психологом. И поэтому я слушала, кто и что говорил, транслировал, особенно, если мне хотелось быть принятой этим человеком. Нередко посещают и мысли о том, какой должна быть женщина. А ещё у меня, как и у многих женщин, превалирует спасательство. Кому-то плохо? Грустно? Значит, я должна срочно его спасти, решить эту проблему. Особенно это относится к близким. Как справляюсь? Психотерапия и ещё раз психотерапия.

Случалось ли вам сталкиваться с обесцениванием своих эмоций? Как вы отстаивали свою точку зрения?

Как и многие дети 90-х и постсоветского пространства, я жила в обесценивании чувств. Когда, например, ты злишься, а тебе говорят: «Не надо злиться» или «Что за глупости?» Или когда грустишь, говорят «Не грусти», плачешь – «Не плачь». Наших родителей, бабушек и дедушек не учили эмпатии. Говорили им, что мама – святое, на маму злиться нельзя, родителей надо уважать и почитать, старших слушаться. Все эти установки противоречат идее того, что надо быть в контакте со своими чувствами. И более того, если ты сейчас в моменте за что-то злишься на маму, то это не значит, что ты её не любишь.
Просто сейчас такое чувство, потом будет другое, и это нормально
Я с детства чувствовала, что со всем этим что-то не так. Много обижалась и злилась на семью, когда мои чувства обесценивались. Плакала из-за несправедливости. С детства меня выворачивало от всех этих «девочка должна», «мальчик должен». Помню, когда мне было 17 лет и родители приехали навестить меня в Москву, где я училась, мы спустились в метро, и папа сказал нам сесть, а он стоял. Я же хотела, чтобы оба родителя сели, о чём сказала маме. На что она ответила: «Ну, мы же папины женщины, он о нас заботится». Я ничего не сказала, но меня прямо передёрнуло от этой фразы. Никогда не любила все эти гендерные приколы, даже когда ещё не знала, что такое феминизм.


Как я отстаиваю свою точку зрения? Довольно конфликтно. Спорю, ругаюсь, ухожу в защиту. Может это «не мудро», но по-другому не умею. Не трогайте меня, и я не трону вас.     

Что для вас феминизм? Как вы пришли к нему?

Я об этом много пишу в книге. Но если вкратце – через брак. Я вышла замуж по любви, обоюдному желанию и из обычной девушки превратилась в тревожного неврастеника. Что-то во мне щёлкнуло, и я как будто перестала быть собой. «А какая я жена?», «Не позорю ли я мужа?», «Нормально ли так делать, если ты замужем?» – эти и ещё сотни подобных вопросов крутились в голове. Вспоминаю это как помутнение. Из этого надо было как-то выходить. И тогда в моей жизни появился феминизм. Благодаря ему я снова стала нормальным человеком, да ещё и с крутой новой прошивкой!
кавычки
Отрывок из книги Кати Майоровой «Раньше девочки носили платья в горошек»:


«Я не хочу быть женой – так, чтобы это меня каким-то образом определяло; я не хочу быть матерью – с той же целью; я не хочу быть дочерью – чтобы этим гордились. Пускай люди со стороны определяют меня как чью-то жену, дочь и мать, если хотят. Главное, чтобы я сама себя не определяла исключительно так».

Ещё одна проблема – внутренняя мизогиния. Много ли примеров вы видите вокруг себя? Присуща ли она вам и, если да, то как боретесь с ней?

Мизогинии среди женщин много. Женщины не любят себя, не любят других женщин. Думаю, причина кроется в неприятии себя. Женщин никто не учит принимать себя, наоборот, нас только и делают, что постоянно убеждают в том, что с нами что-то не так. Раньше она была очень присуща мне, я вся из неё состояла.


Вместе с феминизмом, опытом, мудростью, мне кажется, я вообще от неё избавилась, но ей на смену пришло какое-то тотальное неприятие мужчин. Мы говорили с психологом, она сказала, что это естественный процесс, его надо просто прожить. Ведь мы не любим женщин и женщин в себе по одной причине: хотим угодить мужчинам, превознести их, заслужить одобрение. Когда эти «оковы» спадают, всё становится более ясным. И на смену одной внутренней ненависти приходит другая. Я не хочу ненавидеть мужчин, осуждать их, не принимать. Все мужчины разные. Как, впрочем, и все люди.

И смотреть надо в первую очередь на человека, а потом уже на всё остальное

Как вы думаете, почему именно вокруг женской сексуальности образовался круг из запретов и недоговорённости? Только ли потому что мы живём в патриархальном мире?

Да, безусловно, патриархат сыграл свою роль. Плюс ко всему женщина и её девственность тысячелетиями были товаром. Если семья выдаёт девушку замуж недевственницей, то она – «испорченный товар», «позор семьи». Что тоже порождение патриархата. Оттуда и отношение к женской сексуальности как к чему-то порочному. Хотя, казалось бы, XXI век на дворе.

Расскажите, как вы пишете книги? Выделяете ли определённое количество часов в день, как Стивен Кинг? Что делаете, когда нет желания писать, как «перезагружаетесь»?

Очень стихийно. У меня огромное количество заказных текстов в работе (книги на заказ), и так как у меня подписан контракт, есть конкретные дедлайны, то ими я занимаюсь каждый день. Свои тексты я пишу стихийно, когда есть минутка, настроение, вдохновение (да-да, я в него верю). Если нет желания писать – просто не пишу, и всё.

Вы занимались и самиздатом, и публиковались по стандартной схеме – в издательстве. Какой формат работы нравится вам больше? 

И там, и там есть свои плюсы и минусы. На этом этапе жизни мне больше подходит работа с издательством, потому что у меня самой нет времени заниматься всеми процессами, связанными с изданием и продвижением книги, а издательство многое берёт на себя.

Посоветуйте напоследок пять книг, которые важно прочитать каждой девушке. Это может быть и нон-фикшен о феминизме, например, и художественная литература.

Очень сложно выбрать всего лишь пять, но я попробую! Конечно, я начну со своей книги «Раньше девочки носили платья в горошек». Это сторителлинг о моей жизни, но на самом деле про каждую девочку. В моей истории взросления каждая узнает себя.

«Сказки для юных бунтарок» подойдёт женщинам любого возраста.


«Недоразумение в Москве» Симоны Де Бовуар – очень круто показана советская девушка глазами стареющей французской пары. И гордость берёт, когда это читаешь, и грусть, потому что непонятно, куда мы всё это дели?


Чимаманда Нгози Адичи We Should All Be Feminists – маленькая книжка, перевод речи на TED Talks нигерийской писательницы.


И обязательно «Своя комната» Вирджинии Вульф. Как гласят официальные аннотации, это первое высказывание о женщинах в литературе. Но я думаю, что эта книга будет также интересна из-за описания времени, в которое жила писательница. Когда по газону при институте можно было ходить только мужчинам и профессорам (которые тоже были мужчинами), а ещё нельзя было зайти в библиотеку, потому что ты женщина. Текст посвящён не этим темам, все эти небольшие зарисовки – лишь вкрапления в историю, но они отчётливо дают понять, какой большой путь проделали наши предшественницы и как ещё много у нас впереди работы.

Фотографии предоставлены героиней материала
M

Читать также: