ЖИЗНЬ

Мади Мамбетов – об очень невыгодной патриархальной сделке

Известный казахстанский публицист и профеминист Мади Мамбетов вновь и вновь смотрит на женщин, их положение в патриархальном обществе и говорит о том, что давно пора менять.
Мади Мамбетов

24 ноября 2023    

Часть первая: 

фильм про барона и его жён
Пару месяцев назад случайно пересмотрел фильм «Тот самый Мюнхгаузен» советского режиссёра Марка Захарова. Хотел глянуть одну сцену, но втянулся и посмотрел обе серии. Раз в седьмой. Но впервые посмотрел этот фильм через линзы выработанной за последние годы фемоптики.

И зрелище открылось совершенно новое
Смотрел-то я вовсе не на барона в блестящем исполнении Янковского. Смотрел я на его женщин. Смотрел на них, на него и терял самообладание.


Мне раньше казалось, что это фильм про нонконформиста, про мечтателя и чудака, которого пытаются впихнуть в прокрустово ложе общих представлений о норме, про оригинала в мире посредственностей. Захаров про это, кажется, и снимал. Янковский это играл. Но режиссёр снял куда более глубокую историю, которая под микроскопом фемоптики смотрится совершенно ошеломляюще.

Вдруг выплывают на первый план невидимые раньше вещи. Внезапно ты понимаешь, что баронесса фон Мюнхгаузен, неукротимая Якобина в исполнении Инны Чуриковой, – не истеричная стерва. Это женщина, которую против воли в колыбели обручили с мальчиком, которого она знать не знала. На бракоразводном суде барон признаётся, что это именно его семья хотела породниться с семьёй его жены – то есть брак не ей был нужен, а ему. Баронесса родила ему ребёнка, сына-наследника, сохранила к моменту развода отличную фигуру, острый ум, чувство юмора и независимость характера, а в ответ получила необходимость покинуть собственный дом, в который муж привёл наложницу.

И позорящий её, угрожающий её репутации и выживанию бракоразводный процесс
Фрау Марта, нежная возлюбленная барона в исполнении Елены Кореневой, тоже выступает в новом свете – это не просто влюблённая женщина, единственный изъян которой заключается в том, что она хочет замуж любой ценой и предаёт Мюнхгаузена, умоляя его сделаться «обычным», ради этого. Нет, это молодая женщина, разрушившая ради мужчины, в которого влюбилась, свою репутацию, похоронившая шансы на замужество и семейную жизнь, оказавшаяся в мутной роли конкубины женатого аристократа. 

Неподготовленный зритель не понимает, каковы ставки в этой игре для обеих женщин
Но зритель-профеминист, да к тому же историк-любитель, видит изнанку фильма. Он знает, что разведённая женщина, хоть трижды баронесса, подвергается остракизму, выпадает из привычного общества и обречена на позор и бедность. Ей остаётся уход в монастырь, похороны заживо. А у неё сын, которому такой отец, как Карл Фридрих Йоахим, угрожает оставить в наследство разорение, даже патент на командование в армии купить не может или не хочет. А баронесса – умница, и сразу понятно, что все литературные достижения барона, его мемуары, которые активно продаются и приносят доход, – её рук дело. Она хорошая писательница и редакторка, чувствующая слово. И как дела поправить, чтобы выбраться из бедности, тоже знает. Я не придумываю всё это – присмотритесь к фильму, в нём всё есть. 

Марта тоже хочет не только любви по принципу «с милым рай и в шалаше» (вспомните состояние замка, в котором она живёт с бароном, – в нём же разруха!), но и хоть мало-мальских гарантий, что она с сыном (она тоже родит барону сына) не окажется в канаве. Она хочет безопасности. Обе женщины, а также сын и друг барона, все хотят одного – стабильности. Хотят, чтобы чудак-барон перестал ради своей эксцентричности рисковать их покоем и благополучием.


А барон выглядит безнадёжным эгоистом и эгоцентриком, который ради своих прихотей шутя рискует всем: причём как мужчина, аристократ и землевладелец он практически неуязвим, а та же Марта, его любовница, реально от него зависит. Ведь кульминация телефильма – это театральный выход барона с новооткрытым «32 мая» в самый неподходящий момент, когда всё может сложиться удачно хотя бы для его новой семьи, но он совершенно не желает двигаться ни на пядь, не поступится и йотой своеволия, чтобы спасти что любимую, что свои с ней отношения.

Типичный мужчина, привыкший к тому, что он – протагонист, герой и всё вокруг него вертится
Если присмотреться, то Якобину он бросил потому, что она в его россказни не верила. А Марту полюбил за то, что она – верила. И что была моложе первой лет на 15. Допёк в итоге обеих, пришлось сказаться мёртвым, но он и после смерти умудрился нагадить обеим своим женщинам. В общем, «Тот самый Мюнхгаузен» – конечно, фильм про оригинала среди серой толпы. Но это и фильм про самую невыгодную сделку в истории человечества.

Часть вторая: 

патриархальная сделка
Испокон веку девочек воспитывают в непреложной парадигме: твоя цель в жизни – выйти замуж, стать женой и матерью. Всё остальное – учёба, работа, хобби – вторично. Эту конструкцию подкрепляют культ материнства, романтизация супружества, восхваление роли жены как апогея жизненного пути женщины и прочее. Но стоит за ней патриархальная объективация женщины. Женщины, которую общество отказывается рассматривать как человека и индивидуальность, которую общество превращает в набор функций. Загоняет в рамки семьи, рассматривая её как дочь, жену и мать – не больше. Общество постулирует подчинённое положение женщины. Она объект, субъект же мужчина, он – главный герой истории, она же – просто артефакт. Её спасают, похищают, её добиваются, её берут приступом, она – цель, задача, награда. Не человек. 

Она не должна иметь интересов, помимо своего мужчины и его детей, быта, успеха. Приложение к главному герою, она обречена на молчание, подчинённую роль, отсутствие своей агентности и субъектности, она не может двигаться сама к целям, которые поставила себе самостоятельно. За этим символизмом скрываются и вполне мирские, приземлённые материи – отсутствие у женщины в патриархальном мире собственных финансов, возможности строить профессиональную карьеру, налаживать социальные связи и системы поддержки. 

«А зачем ей всё это?» – вопрошает патриархальное общество
Всё получит с мужем, всё обеспечит он, спаситель, герой и кормилец. Глава семьи. Всё принесёт в клюве, всё будет – и дом полная чаша, и мамонт в пещере, и защита от всех невзгод, и брильянты в кольцах и диадемах. Ты не волнуйся ни о чём, дева, он всё предоставит. Он сказочный твой принц. За мужем – как за крепкой стеной. Ты будешь за стеной, в безопасности и покое. Рожай деток, жарь котлетки.


Взамен требуется всего ничего, ты даже не заметишь:


– Будь целомудренной, но не скучной в постели.

– Будь умной и предприимчивой, но не умнее и предприимчивее мужа. Или уж будь умнее, но чтобы он не заметил.

– Будь всегда безупречно выглядящей, но при этом скромно одетой, всегда молодой, но не молодящейся, с безукоризненным макияжем, но словно ты косметики и в руках не держала. Чтобы твоей красотой муж мог гордиться, но чтобы другие мужчины на тебя глаз не поднимали.

– Рожай и воспитывай детей, но не распускай себя и не превращайся в клушу. Хорошо бы двойню, но без растяжек на животе. И пусть детки папу любят, но не мешают ему смотреть футбол.

– Следи за бюджетом домашним так, чтобы на столе всегда стояло мясо, но при этом, чтобы муж не слышал никаких жалоб на нехватку средств. И самой работать не надо, вот ещё! Ты же замужем.

Будь тихой и молчаливой, но чтобы с тобой не было скучно. Будь стройной, но не плоской. Будь блондинкой, но чтобы это был твой естественный цвет. Будь музой, но не поэтессой. Будь сильной женщиной за спиной каждого великого мужчины. И если твой мужчина не стал великим, мы все прекрасно понимаем, чья это вина. Будь такой, но и такой. И сякой, и эдакой при этом. 

Вот это называется патриархальной сделкой
От мужчины требуется приносить в пещеру мамонта, от женщины требуется быть всем всегда и сразу, как бы шизофренично ни выглядели и ни звучали эти требования.


И женщины стараются. Стараются изо всех сил. Стараются выйти замуж, причём найдя такого мужа, которого одобрит папа. Стараются стать идеальными невестами, жёнами, любовницами, матерями, домохозяйками, кухарками, проститутками в спальне, королевами в гостиной и шеф-поварами на кухне и что там ещё требуется. Некоторые даже добиваются успеха в решении этой сумасшедшей задачи.


А потом он уходит от неё. К девочке на 20 лет младше. Которая ещё ничего не умеет – ни шлюху в спальне, ни королеву в гостиной, но у которой просто свежее кожа и крепче бёдра. И растяжек нет, и к груди никакие младенцы не притрагивались. Которая просто даст ему ощущение, что он сам ещё о-го-го и что есть ещё порох в пороховницах.


И ничего ты с этим не сделаешь. Потому что протагонист в этой истории – он. А все остальные – non-playable characters. Нет у них голоса.


И такой вариант событий вполне может считаться хеппи-эндом для женщины в патриархальной сделке. Потому что есть альтернативы и покруче. Твой сказочный принц может оставить тебя и четверых ваших детей без копейки в чужой стране, да к тому же продаст твою собственную квартиру, оставив тебя без единственного актива. Или он тебя будет избивать до непоправимых, чудовищных травм, а потом будет сидеть в соседней комнате и нажираться вискарём в то время, пока ты умираешь. В ресторане, полном персонала. С братом, который был твоим деверем, который будет заходить в твою комнату, слушать твой предсмертный хрип и молча возвращаться к твоему убийце с отчётом.


Это очень невыгодная сделка. Условия этого договора должны быть кардинально переписаны.

Изображения: freepik
M

Читать также: