Амнистия для женщин: почему она нужна Казахстану и кто выступает против
31 января 2024
– в Кыргызстане её проводили дважды – в 1996 и в 2015 годах;
– в Узбекистане в 2013-м, тогда в стране были освобождены почти все женщины и несовершеннолетние;
– в Таджикистане в 2021 году на свободу выпустили всех осуждённых женщин и несовершеннолетних.
За решёткой с младенцем
«У меня есть свой личный опыт. Я была в статусе задержанной, подсудимой и осуждённой. Меня содержали в СИЗО, и я на практике испытала переход из одного статуса в другой. Вместе со мной там находилось около 70 женщин, среди них были те, у кого на воле остались престарелые родители, с новорождёнными, многодетные, беременные и женщины старше 60 лет. Я видела их боль и страх за детей, за дом, за себя и за будущее. Так же, как и они, чувствовала неудобства пребывания за решёткой. Я не могла поверить, что такое возможно, но с каждым днём убеждалась, что это реальность, где женщины несут наказание наравне с мужчинами. При этом я ни разу не видела беременного мужчину или с новорождённым, с климаксом, либо такого, который испытывает ежемесячные изменения организма», – делится юрист.
В силу своей профессии Жайнагуль знакомилась с материалами уголовных дел женщин. Она помогала писать ходатайства, запросы и заявления.
Женщины выходят по УДО всё реже
«Я указывала на то, что статья 74 УК РК – о предоставлении отсрочки беременным женщинам или имеющим малолетних детей, и статья 55 УК РК – о назначении менее строгого наказания, чем лишение свободы за преступления небольшой и средней тяжести, не работают. Но отовсюду получала лишь отписки. Тогда я поняла, что необходимо разработать проект», – говорит Жайнагуль.
Она начала планомерно собирать информацию для проекта. Познакомилась и получила поддержку доктора юридических наук, профессора Марата Когамова. С запросами статистических данных Жайнагуль помог её друг и коллега – адвокат Николай Харченко.
«Для аналитики необходимы официальные статистические данные. Получив их, мы убедились, что все предположения подтвердились в цифрах. То есть женщины по непонятным причинам просто обречены отбывать весь срок наказания. Причём, согласно статистике, количество женщин, вышедших по условно-досрочному освобождению или замене меры наказания, намного уменьшилось. Например, в 2015-м по УДО освободили 518 женщин, в 2022-м – всего 180. Смягчение наказания: в 2015-м – 282, а в 2022-м – только 146 фактов.
Женщина, которую дома ждут дети, не выйдет раньше срока только потому, что суды, которые рассматривают ходатайства об УДО или замене меры наказания, считают её освобождение преждевременным. По их мнению, она ещё не исправилась, а исправившейся её признают тогда, когда она выплатит материальный ущерб. Получается, что у нас во главу закона поставлены не права человека, а деньги. Выплати материальный ущерб, и ты докажешь, что исправилась, и можешь обнять своих детей», – отмечает Жайнагуль.
Амнистия как шаг к реформам
«Когда я бываю в женской колонии, самое тяжелое – видеть отцов с детьми, которые приходят на «свиданку» к маме. Поэтому женская амнистия очень нужна Казахстану. Этот шаг покажет, что мы являемся демократическим и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек и его жизнь. Чтобы это было действительностью, а не просто прописано в Конституции страны. Опять же, это будет реальным шагом по защите материнства и детства», – говорит Жайнагуль.
«Конечно, амнистия доступна не всем, лишь совершившим ненасильственные преступления. Ей не подлежат осуждённые за преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетних и насильственные преступления против несовершеннолетних; а также осуждённые за террористическое или экстремистское преступление, повлёкшее гибель людей либо сопряжённое с совершением особо тяжкого преступления», – отмечает адвокат Николай Харченко.
Помимо женской амнистии, в своём проекте Жайнагуль затрагивает и условия ненадлежащего содержания женщин в местах заключения. По её мнению, до тех пор, пока в «криминальном» праве не начнут различать женщин и мужчин, ничего не изменится.
«Нужно реально менять систему, а не рассказывать про приближение к мировым стандартам. Это должен быть системный подход, а не разовые меры. Необходимо обновить кадровый состав учреждений, значительно увеличить сотрудникам КУИС заработную плату и социальное обеспечение. Вводить механизмы общественного контроля в местах лишения свободы, насколько позволят регламент режимных учреждений, повысить статус и полномочия Службы специальных прокуроров. Как мне известно, за 2023 год было доведено до начала досудебного расследования только одно уголовное дело по пыткам в системе КУИС. И первым шагом к реформированию пенитенциарной системы является именно проведение женской амнистии», – подчёркивает адвокат Харченко.
Мнение экспертов:
Марат Когамов:
Я считаю, в уголовном законе необходимо пересмотреть и предусмотреть систему уголовных наказаний именно для женщин, ввести для них новые виды наказания с учётом иностранного опыта. А также:
· применять к ним главным образом и только уголовные наказания, не связанные с лишением свободы;
· в уголовном процессе внедрить специальную процедуру расследования и судебного разбирательства уголовных дел с участием женщин;
· исключить случаи их задержания, содержания под стражей;
· в уголовно-исполнительном праве устранить существование женских уголовно-исполнительных учреждений;
· разработать эффективные методы перенаправления женщин, совершивших уголовные правонарушения, для исправления в институты гражданского общества.
За годы независимости законодатель страны реализовал девять амнистий для всех категорий осуждённых лиц. При этом ни в этот период, ни в прошлом столетии никогда не было исключительно женских амнистий. Полагаю, что её проведение давно назрело. Это был бы уникальный шаг в истории Нового Казахстана. Тем более в древнем праве казахов женщина всегда была в почёте. Отношение к ней было очень трепетное. То, что в тюрьмах томится, неважно за что, более двух тысяч женщин – это позор мужской половине кочевой цивилизации. Словом, дело за главой государства и законодателями. Полагаю, что они примут по этому вопросу мудрое решение».
Совершенно противоположное мнение об амнистии женщин у директора Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгения Жовтиса.
Евгений Жовтис:
То, что пенитенциарную систему нужно реформировать, никаких сомнений, и прежде всего в части самих учреждений, самих зданий и всего обеспечения. И не только в отношении женщин, поскольку она у нас пока ещё существует в том же виде, в каком была создана в советское время. Большая часть действующих учреждений так называемого барачного типа. Нужно переходить к камерному содержанию, где открываются двери, осуждённые ходят по территории, везде нормальные условия и туалет не во дворе в виде дырок.
Также систему нужно выводить из ведения МВД. Не может существовать пенитенциарная система внутри силовой структуры, это должно быть гражданское ведомство, как во всех цивилизованных странах мира. Конечно, нужно укреплять медицинские службы и прочее. Нужно больше пользоваться режимами условно-досрочного выхода из мест лишения свободы, как это тоже принято во многих странах.
Учитывать женские специальные потребности и когда это связано с детьми, бесспорно, нужно, а придумывать какие-то специальные законы, которые будут касаться осуждения женщин, нет необходимости».
Религиозный взгляд на вопрос
«Ислам – это религия справедливости, и поэтому всё решается по закону, но вместе с этим есть место в нашей религии и милосердию, поэтому в некоторых случаях исламское право может допустить специальную амнистию для женщин в связи с многодетностью, беременностью, маленькими детьми, если они каются искренне за свои ошибки и прегрешения. Если человек не хочет раскаяния и не видит преступления в своих поступках, тогда он должен получить полное своё наказание, и, быть может, впоследствии он поймёт и откажется от таких преступных действий и поступков», – говорит доцент кафедры религиоведения, PhD ЕНУ им Л. Н. Гумилёва Нурлан Кайрбеков.
«Если человек уже понёс наказание за свои деяния, то, конечно, возможно рассмотреть, в зависимости от тяжести его преступления, от степени раскаяния и от степени осознания им своего преступления, в отношении него амнистию. Для верующего человека, конечно, лучше понести наказание в этой жизни, нежели с этим грузом идти в жизнь вечную. Поэтому это действительно очень сложный вопрос. Но, опять же, лучше всегда ошибиться в сторону любви, нежели в другую сторону. Лучше помиловать человека и дать ему ещё один шанс, но держать его на контроле. Что же касается амнистии женщин, то опять-таки надо исходить из степени преступления, но и учитывать, что женщин ждут семьи, родители, дети ждут матерей, и если есть раскаяние, то, несомненно, амнистия – это благо, это действительно поступок любви», – делится священнослужитель иерей Георгий Рублинский.
Прощение – шаг в будущее
Жайнаргуль Торекул отмечает:
«Конечно, для решения всех вышеобозначенных правовых вопросов необходима системная работа с комплексом различных мероприятий, но начинать надо именно с женской амнистии и амнистии несовершеннолетних. Это решение будет соответствовать вектору ООН, где «настоятельно призвали все государства сократить численность заключённых путём досрочного, условного или временного освобождения во всех возможных случаях.
Как сказал Николай, самое страшное – это видеть свидание детей с осуждённой матерью. Просто представьте, что чувствуют они. Что она говорит им, а они ей. Мы забыли о фундаменте Государственности и Права. Это гуманность, традиции, мораль и этика. А что гуманного наши власти видят в том, чтобы приравнивать в наказании два разных пола? Само по себе предложение простить женщин – это глубокая мысль. А в нашем случае это шаг в будущее, в котором умеют прощать и признавать ошибки».
Изображения: freepik