ЛАЙФСТАЙЛ

Маршрут построен: по дороге к мечте – Нукус и кладбище кораблей на Аральском море

В заключительном материале редактор видеоконтента Manshuq Ирина Старовойтова рассказывает подробно о дороге в Нукус и даёт ценные советы, как сделать её более или менее комфортной, делится остросюжетными путевыми историями плюс даёт дельные рекомендации – чего не стоит брать из сувениров в ручную кладь и о чём плачут дети на пограничном контроле в аэропорту Ташкента.

Ирина Старовойтова
17 мая 2024

Нукус

Поздно вечером мы сели в поезд сообщением Ташкент – Кунград, мягко говоря, не такой комфортный, как предыдущие два «Афросиаба». Кстати, в первой части я говорила, что из Алматы мне удалось достать места только в плацкартный вагон, но благодаря моему охотничьему чутью я урвала три места в одном купе буквально за день до отправления. Господи, как же я была счастлива в те минуты!

Совет № 6
Если вы не можете купить билет на официальном сайте, пробуйте все другие агрегаторы, в первую очередь казахстанские. Счастливые билеты в купе мне удалось приобрести только на нашем сайте по продаже ж/д и авиабилетов.
До этой поездки мои дети не знали, что такое советские поезда с туалетом, который закрывается за 20 минут до остановки, и уж, конечно, никогда бы не догадались, что на тех местах, которые ты официально купил, могут ехать другие люди.

Наш поезд ещё в обед выехал из Ташкента, в 22:00 он добрался до Бухары, где зашли мы.

Проводник проскочил вперёд нас в купе, загородил своей мужественной спиной всё то, что происходило внутри, но голоса до нас долетали – на наших местах мирно спали трое мужчин. Мы стояли в коридоре возле двери, и, если честно, я сильно нервничала, но держала лицо. Мне не хотелось скандалов, я очень боялась, что этот здоровенный проводник сейчас обернётся и скажет что-нибудь вроде: «Ну заняты ваши места, они давно едут, не выгонять же мне их. Пойдёмте, я вам полочку найду». Что бы я могла ответить на такое? Конечно, я бы кричала, искала бы начальника поезда и так далее, но нервов это стоило бы много и дети испугались бы сильно.

Вероника спрашивала меня: «А это дяди не успели выйти? Их остановка здесь?» «Да-да, они сейчас выйдут», – успокаивала я её, а другим ухом была в купе. Я немного понимала, о чём они говорят. Скорее всего, они были каракалпаками (напомню, поезд едет в Каракалпакстан). А позже в Нукусе, столице Каракалпакстана, я узнаю, что коренное население здесь говорит на чистом казахском языке. В общем, наш проводник довольно спокойно просил мужчин освободить места и предлагал им другие взамен. Они сначала отнекивались, говорили, что с ними ребёнок, что он один не поедет. Проводник объяснял, что место ребёнка остаётся за ним, что один взрослый может ехать с ним на одной полке, но остальные три места нужно освободить. Через какое-то время они вышли, мы зашли и начали расстилать свои постели. На нижней полке напротив меня лежал мальчик лет восьми. Мне показалось, что вид у него болезненный.

Пока дети занимались вечерними водными процедурами, я заглянула в плацкартный вагон, где мы могли бы ехать сейчас. Ещё раз поблагодарила родителей за то, что они научили меня не сдаваться и мы не попали в этот ад, но мне был интересен ещё один момент. Из-за некоторых бюрократических проволочек мне не удалось сдать наши первые билеты, и три верхних места возле туалета в плацкартном вагоне всё ещё принадлежали нам. Но я совсем не удивилась тому, что они тоже были заняты.

Возвращаюсь в купе. Мои дети лежат на своих верхних полках, веселятся, смотрят в окно, в общем, радуются жизни. На нижнем месте лежит мальчик, а вместе с ним мужчина средней комплекции. Полка узкая, и мужчина буквально висит в воздухе. Только стол, который прикреплён к стене между полками, не даёт ему упасть. Я успокоила детей, выключила свет, быстро легла и отвернулась к стене. И тут меня как кипятком ошпарило – я представила себе ситуацию из позиции этих мужчин. Пришла какая-то тётка, выгнала троих мужчин. Для справки, из личного опыта: здесь не очень уважительно относятся к женщинам – это мы видели по различным ситуациям в общественном транспорте. Правда, к туристкам-женщинам это не относится, но всё-таки. И вот эта женщина выгнала троих мужчин и положила на их места своих детей! Об уважении к детям в Узбекистане мне совсем сказать нечего – не думаю, что его больше, чем к женщинам. Но мне стало жаль этого мужчину. А ещё не давал покоя болезненный вид мальчика, он выглядел очень слабым. Его тоже было безумно жалко.

Совет № 7
Обязательно позаботьтесь о своём комфорте заранее. Когда вы с детьми, вам важно быть в ресурсе. А основной источник сил – это хороший сон. Если ваши дети ещё не слишком взрослые, но уже и не маленькие, как моя шестилетка, например, и вы размышляете – брать ли ей отдельную кровать в гостинице и место в поезде: не сомневайтесь – берите. Это спасёт ваши силы и нервы, а может быть, и целый отпуск.
Именно исходя из вышеизложенного совета, я даже в страшном сне не представляла себе, что буду ехать с кем-то из детей на одной полке. Но совесть и жалость к этому мужчине и мальчику сжирали меня. Я говорила себе: «Я специально заплатила за три места, потому что ехать целую ночь. Мне нужно хоть немного выспаться и быть в ресурсе, потому что завтра нам целый день блуждать по некогда Аральскому морю в поисках оставшихся в песках кораблей». Кто был на кладбище кораблей, пожалуйста, не смейтесь. Я правда думала, что они разбросаны на сотни метров по пустыне.

Сейчас я лежала, уткнувшись в стену, и пыталась придумать, как помочь этому мужчине и мальчику. Предложить ему место в плацкарте – не вариант – пацан боялся оставаться один. Я залезла наверх к Веронике и предложила ей лечь со мной внизу, но она наотрез отказывалась: во-первых, она так давно мечтала ехать на верхней полке (все предыдущие поезда у нас были сидячие). Во-вторых, она тоже очень радовалась тому, что будет ехать одна на полке. А тут я с таким обломом. Она уже начинала кричать, и я поняла, что тоже не имею права настаивать и заставлять её отказаться от своих желаний ради кого-то. Я спросила Славика, не хочет ли он лечь к Веронике. Пока он что-то бубнил, Вероника снова напомнила, что ни с кем полку делить не собирается. Спать с десятилетним сыном я совсем не хотела. «А почему дядя не купил себе отдельный билет?!» – довольно громко спросила Вероника. Я поняла, что поступаю неправильно по отношению к своим детям, пожелала им спокойной ночи, слезла вниз, легла на своё место и старалась быстрее уснуть.

Но мысли бесконечным потоком носились в голове, и вдруг: «Эврика!» Когда я нашла билеты в купе, это одно место, на котором ехали наши попутчики, было уже выкуплено. То есть, скорее всего, эта большая компания молодых мужчин купила одно место, возможно, даже детское, а остальные трое-четверо намеренно шли в поезд, чтобы договориться с проводником. А я очень не люблю это явление (вообще коррупцию не люблю) и считаю, что это нужно искоренять. Ну вот я и стала тем подзатыльником судьбы, который, надеюсь, научит этих парней чтить закон и правила. Я понимаю, возможно, у них не было денег, но это не моя задача и не моя проблема. Кто ищет, тот найдёт. К тому же одеты они были совсем не бедно. Ни я, ни мои дети не обязаны приносить себя в жертву из-за того, что кто-то считает, что закон можно обойти, потому что ему так удобнее. С другой стороны, если бы эти ребята по-честному купили себе билеты, мы, возможно, ехали бы сейчас в плацкарте.

Эх, жизнь сложная штука, но я подумаю об этом завтра
Рано утром мы вышли из поезда, и нас ждала долгая и очень плохая автодорога в Муйнак – город, который когда-то был процветающим морским портом.

В Нукусе у нас была только одна цель – кладбище кораблей на Аральском море. Если честно, я как будто чувствовала, что физически и морально мы четвёртый пункт в списке городов уже не потянем, но корабли в пустыне хотел увидеть сын. Он собственно за этим и поехал в Узбекистан. Для него Ташкент, Самарканд и Бухара были лишь остановками по дороге к мечте. Поэтому у меня выбора не было, но предчувствие меня не обмануло.

Во-первых, очень сильно испортилась погода. А на дне моря, где дул ледяной обжигающий ветер с мелкими песчинками, находиться дольше 10 минут было просто невозможно. Мы надели на себя всё, что у нас было, но это не помогало. Очень быстро обежали корабли, которые компактно расположены на расстоянии пяти метров друг от друга, а всего их двенадцать. Девять рядышком в ряд и три чуть в сторонке. Есть катера побольше, есть совсем маленькие. Как я уже говорила, я думала, что корабли разбросаны по бывшему морю и что в их поисках придётся преодолеть не один километр по пескам. Я думаю, мы бы с удовольствием так и сделали и погуляли бы по дну морскому, если бы не погода и не вторая причина – Славик заболел. В машине по дороге в Муйнак он почувствовал слабость и недомогание. На долгие исследования сил не было. На обратном пути у него поднялась температура. В общем, мы быстро запечатлели на камеру, что мы здесь были, прыгнули в машину и отправились назад в Нукус.

«Главное – задача выполнена, мы увидели кладбище кораблей», – утешал себя сын. И я с ним была полностью согласна
Кладбище кораблей – это мемориальный комплекс, охраняемый государством. На «берегу» стоит музей, стела и стенды с информацией об Аральском море.

Резюмирую, как сюда попасть. Ближайший вокзал и аэропорт находятся в городе Нукусе. Здесь можно взять такси до города Муйнака, на окраине которого расположено кладбище кораблей. Дорога по очень плохому асфальту в одну сторону займёт 3-3,5 часа.

Как я нашла такси. Ещё в Алматы я забронировала гостиницу в Нукусе на букинге. Из гостиницы пришло письмо с информацией о турфирме, которая организует экскурсии. Я позвонила за день и забронировала машину с водителем. Стоимость – 700 000 сумов, около 25 000 тенге. Девушка из турфирмы по телефону сказала, что мы можем найти такси на вокзале за более приемлемую сумму. Но мне хотелось хоть какой-то уверенности. Водитель встретил нас на вокзале и прямо с поезда мы отправились к кораблям.

В Нукусе мы переночевали в гостинице, а утром улетели в Ташкент. В столице у нас был целый день. Мы сходили на телевышку, покатались на автобусах и метро. Приехали в аэропорт и улетели домой. Для информации – модные нынче круглые детские магниты, которые продавались на каждом углу, в ручную кладь брать нельзя. На контроле рыдающие дети стояли в ряд.

Ну а теперь давайте посчитаем, сколько денег мы потратили – наверняка многим интересно

•   Перелёт Алматы – Ташкент – Алматы. 226$ – взрослый, 198$ – детский (270 000 тенге на троих).

•   Ночь в Ташкенте – 700 000 сумов за трёхместный номер недалеко от вокзала (25 000 тенге).

•   Поезд Ташкент – Самарканд. 204 000 сумов – взрослый, 122 000 сумов – детский с местом. Дети с 10 лет в Узбекистане считаются взрослыми. До 6 лет билет ребёнку можно не брать. С 6 до 10 лет – около 50% скидка (18 500 тенге за троих).

•   Ночь в Самарканде – 600 000 сумов за трёхместный номер (22 000 тенге).

•   Поезд Самарканд – Бухара. 148 000 сумов – взрослый, 94 000 – детский (14 000 тенге).

•   Две ночи в гостинице в Бухаре. 1 800 000 сумов за трёхместный номер (60 000 тенге).

•   Поезд Бухара – Нукус. Плацкарта: 8110 тенге – взрослый, 4600 – детский (20 820 тенге).

•   Поезд Бухара – Нукус. Купе: 11 000 тенге – взрослый, 5500 – детский (27 500 тенге).

•   Такси в Муйнак – 700 000 сумов (25 000 тенге).

•   Ночь в Нукусе – 20 000 тенге за трёхместный номер.

•   Самолет Нукус – Ташкент. 60$ – взрослый, 47$ – детский (70 000 тенге на троих). На авиаперевозках дети становятся взрослыми с 12 лет. Для информации: в Казахстане – с 14 лет.

•   В среднем обеды и ужины нам обходились по 150 000 сумов. Завтракали всегда в гостинице. Примерно на еду за 7 дней мы потратили около 70 000 тенге. Добавим к этому билеты на достопримечательности и транспорт, итого получится 100 000 тенге.

•   Сувениры и другие развлечения я считать не буду – у всех аппетиты разные, но цены в Узбекистане на порядок ниже, чем в Алматы.

Итого: 672 820 тг. за неделю на троих.
И последние два совета: в пути очень удобно, когда у вас поясная сумка висит спереди для быстрого доступа к деньгам, телефону, картам и документам. А рюкзак со всем остальным – за плечами.

Мы летали без багажа. Конечно, каждый из детей нёс свой рюкзак сам. У шестилетки рюкзак чуть больше моего кошелька, поэтому я положила в её ридикюль вместительный шопер. На обратном пути туда поместились и подарки, и сувениры, и тот самый Вероникин рюкзак. Ручной клади осталось столько же, и не пришлось тратиться на багаж.

Всем хороших путешествий и добрых отношений с детьми!