«Русалочка и её вагина»: как сказки стали феминистскими и заиграли новыми красками
25 апреля 2023
И я с ней полностью согласна. Если бы я смотрела только диснеевские мультфильмы или читала только классические сказки, то, мне кажется, это плохо бы на меня повлияло. К счастью, мои родители не поощряли чтение сказок и настаивали на расширении кругозора. Так что я читала разное – от классики до мифов народов мира. А однажды мне в руки попал сборник французских сказок – как народных, так и авторских. Вот тут-то система сломалась: это были жестокие и жуткие истории, лишённые всякой благости. Оторванные глаза и руки попадались почти в каждой истории, далеко не всегда добром отвечали на добро, а счастливый финал был у считаных сказок. Зато читать такие сказки было куда интереснее, чем привычные и, как я теперь знаю, патриархальные истории о принцессах и принцах, злых мачехах и безотказных падчерицах.
На самом деле и классические сказки, и диснеевские мультфильмы – благодатная почва для исследований и критики, чем сегодня и занимаются современные филологи, журналисты, культурологи и киноведы. Но сегодня я хочу рассказать вам об одной забавной и маленькой книге, которую написали комедиантки Лора Лейн и Эллен Хоун. Она называется «Золушка и стеклянный потолок: и другие феминистские сказки». Авторки не занимаются дотошным анализом сказок, а переписывают их в соответствии с современными ценностями. Некоторые моменты могут вызвать дискомфорт (к примеру, название «Русалочка и её вагина»), но дайте книге шанс, и она вас как минимум развлечёт, а как максимум – объяснит, почему классические сказки нельзя читать маленьким девочкам без объяснения контекста.
«Сказки учили нас, что девушке нужно выйти замуж за богатенького чувака, желательно принца. А чтобы добиться его, нужны красивые волосы и острая необходимость быть спасённой. Обычно всё заканчивалось тем, что она встречала парня и побеждала злую колдунью. У неё не было свободы воли. И выдающихся способностей. И уж тем более не было подруг, с которыми она могла бы поделиться своими горестями» – пишут во вступлении авторки.
Перед тем как рассказать о самих сказках, хочу предупредить: они не для детей. Это скорее юмористическое переложение известных сюжетов с учётом современной этики. Когда дети подрастут – тогда, возможно, им стоит их прочитать.
Сказку о Спящей красавице авторки связали с темой сексуального согласия, потому что в оригинальном варианте истории принц не поцеловал Аврору, а изнасиловал. А дальше красавица забеременела и родила детей – не спрашивайте, как она сделала это спящей, история об этом умалчивает. Но пробудилась принцесса как раз с помощью своих детей, а вовсе не от поцелуя истинной любви. У Лейн и Хоун принц, как и в оригинале, хочет поцеловать Спящую красавицу, но новый персонаж – уборщик – объясняет ему, что без активного согласия женщину не то что целовать, нельзя даже трогать. «Ну... Вот кто бы стал надевать такое платье, если бы не хотел, чтобы его поцеловали?» – спросил Принц, махнув рукой в сторону бархатного одеяния принцессы. Ничего не напоминает? По-моему, попахивает виктимблеймингом – ещё чуть-чуть и прозвучит «Сама виновата». В общем, принц всё-таки целует красавицу, она просыпается, а потом... обвиняет принца в домогательствах. Вот так.
Но моя любимая сказка – про Мулан и равную оплату труда. Национальная героиня вернулась домой, но армия не может без неё обойтись, и девушку возвращают на службу. Она случайно узнаёт, сколько получает мужчина, которому она ничем не уступает ни по должности, ни в доблести, и начинает борьбу с дискриминацией. Мулан была возмущена. Если мужчина просит, чтобы ему повысили зарплату, его считают амбициозным. Если же это делает женщина – её будут считать меркантильной. У Мулан не было времени на двойные стандарты.
Не буду раскрывать сюжеты остальных сказок, но они не менее забавные и в то же время важные для переосмысления роли женщины в мире. Возможно, кого-то новые истории шокируют или меня обвинят в подрывании традиционных ценностей и семейных скреп. Но я считаю, что слишком долго девочкам в голову вбивали нежизнеспособные паттерны поведения, которые пагубно влияют не только на каждую из них по отдельности, но и на общество в целом. Поэтому перечитайте знакомые сюжеты, посмейтесь и подумайте: а так ли нам сегодня нужны классические сказки? Может быть, пора написать новые?