ЛАЙФСТАЙЛ

«Искусство может быть ближе»: 

кто стоит за резиденцией художников YEMAA?

Резиденция художников YEMAA ART RESIDENCE – молодой, но уже известный во всей стране проект. Она появилась в Атырау во время пандемии. Мы поговорили с креативным продюсером YEMAA, директоркой и соосновательницей центра Маликой Уразгалиевой, а также соосновательницей центра современной культуры YEMAA, кураторкой, исследовательницей и авторкой проекта резиденции Асель Ахметжановой о том, что происходит с искусством в нашей стране и каково это – с нуля развивать культурный проект в Казахстане.
Карина Сеилова

28 сентября 2023

Для справки:
Проект YEMAA, который создали Малика Уразгалиева и Асель Ахметжанова, – это совмещение постоянного культурного центра в Атырау и современной арт-резиденции на его базе. Эта резиденция включает в себя ежегодный open call для художников, желающих создать собственный предмет искусства. Только за первый год YEMAA провёл 550 ивентов: концерты, творческие вечера, презентации, лекции. Именно так о центре узнали и творческие сообщества, и зрители по всей стране. Каждый год организаторы объявляют приём заявок в социальных сетях и через СМИ. Отбором заявок занимается профессиональная комиссия, состоящая из кураторов, искусствоведов, лекторов и менторов программы. По итогам опен-колла в резиденцию проходят пятеро участников, которым предоставляются студия и образовательное пространство, где и создаются новые работы и следующая выставка. На базе арт-центра YEMAA есть библиотека, кофейня и само арт-пространство, где постоянно проходят мероприятия, помимо ежегодной арт-резиденции.
Для справки:


Проект YEMAA, который создали Малика Уразгалиева и Асель Ахметжанова, – это совмещение постоянного культурного центра в Атырау и современной арт-резиденции на его базе. Эта резиденция включает в себя ежегодный open call для художников, желающих создать собственный предмет искусства. Только за первый год YEMAA провёл 550 ивентов: концерты, творческие вечера, презентации, лекции. Именно так о центре узнали и творческие сообщества, и зрители по всей стране. Каждый год организаторы объявляют приём заявок в социальных сетях и через СМИ. Отбором заявок занимается профессиональная комиссия, состоящая из кураторов, искусствоведов, лекторов и менторов программы. По итогам опен-колла в резиденцию проходят пятеро участников, которым предоставляются студия и образовательное пространство, где и создаются новые работы и следующая выставка. На базе арт-центра YEMAA есть библиотека, кофейня и само арт-пространство, где постоянно проходят мероприятия, помимо ежегодной арт-резиденции.

О начале пути

Асель:
Когда состоялось техническое открытие, в центре были голые стены и не было пола. Все были в шоке: как можно в таком месте открыть галерею? Мы объясняли, что это техническое открытие, и мы хотим вам показать, что у нас есть намерение и мы все сообщества приглашаем к сотрудничеству. Было понимание, что нам двоим будет сложно сделать то, что задумано. В каждом городе Казахстана есть свои комьюнити, своя среда, креативные люди, люди искусства или около него. И мы не можем просто прийти и сказать: «Вот мы для вас что-то сделали». Мы понимали, что сложно постоянно самостоятельно генерировать контент, нужны люди, заинтересованные в этом.
На фото: Асель Ахметжанова
Малика:
Знаете, в Атырау есть такая тенденция: живут местные люди и вдруг приезжают иностранные компании, которые говорят: «Вот мы сейчас здесь построим, дадим рабочие места, но ещё мы вас научим, как надо зарабатывать, нефть качать, как её перерабатывать». И мы боялись повторить такой опыт и не хотели навязывать свои знания. Нам очень важно было делиться своими знаниями, чтобы центр стал площадкой for your education.
Асель:
Наша цель была не научить что-то делать, а показать: ребята, вы и сами всё можете делать. И это возможно в каждом городе. Мы можем создать условия, и у вас будет место для творчества. Проблема креативных сообществ во всех региональных городах – у них нет места, где они могли бы обмениваться знаниями, опытом, просто видеть друг друга, слушать друг друга. В этой концентрации, мне кажется, и зарождается что-то особенное. Почему в Алматы эта сфера бурлит, активно развивается? Потому что креативных людей много, они объединены и у них есть площадки, где они могут себя показать и услышать мнение и критику. Поэтому у нас не было желания создать такую «стерильную» галерею, где мы только бы повесили картины. Мы хотели, чтобы люди приходили общаться, обмениваться опытом, пользовались библиотекой, приходили в кофейню.
На фото: Малика Уразгалиева
Малика:
Для начала просто пришли за кофе, взяли одну книжку, и дальше уже вовлеклись в контент через вопросы: а что у вас за картины? а почему эти картины? Первое время, когда центр только открылся, нас называли музеем.
Асель:
Возможно, мои слова будут резки, но за что я не люблю современное искусство – это за то, что оно всё равно остаётся элитарным. Оно выстраивает барьеры, и не каждый человек может просто переступить порог творческих центров. Для человека, который никогда не сталкивался с этим, очень сложно сделать первый шаг. И мы подумали, что наш островок кофейни и библиотеки сможет смягчить этот барьер входа. И теория действительно подтвердилась. Во-первых, у нас вход бесплатный. Люди приходят, могут выпить кофе, осмотреться, увидеть, что приходят такие же обычные люди и всё доступно и понятно.
Кстати, что мне не нравилось – это слышать первое время «Ой, я как будто не в Атырау». Это такое неверие в то, что в собственном городе может быть что-то такое классное!
И ещё были такие вопросы: «А кто к вам ходит? Ой, наверное, только иностранцы». И это тоже задевало: такое пренебрежение к самим себе, недооценивание, что зритель настолько недалёк.

О резиденции

Малика:
После того как в первый год мы провели более 500 мероприятий, мы обратили на себя внимание, и нашу первую резиденцию поддержали первые партнёры – «Фонд Евразии и Центральной Азии» и компания «Шеврон». В первый год мы получили 56 заявок от художников со всего Казахстана.
Асель:
В прошлом году тема звучала так: «Фронтира атырауской хроники». Нам была тогда интересна эта тема потому, что многие города Казахстана – это фронтирные линии. Фронтирные линии – это не только физические границы между чем-то, но и экономические, культурные. Атырау – всегда был фронтирной линией. Мы решили поисследовать город, в котором живём, с новой точки зрения. Мы объявили open call и в рамках темы сделали образовательную программу: были приглашены философ Кульшат Медеуова, художница Сауле Дюйсембина, специалист Art & Science Дмитрий Морозов, композитор Диас Адиль. То есть, задавая тему, мы её усиливаем образовательной программой.


На тот момент, в наш первый open call, мы даже до конца не понимали, что такое PR. Мы не знали, что это, оказывается, стоит денег, мы не закладывали на пиар денег вообще! Мы были в шоке, что одна статья, оказывается, может стоить 500 000 тенге, миллион и два миллиона. Мы тогда подключали всевозможные каналы, знакомства, социальные сети. В общем, что мы только не делали, чтобы собрать эти заявки в первый раз.

«Искусство может быть ближе»: кто стоит за резиденцией художников YEMAA?
«Искусство может быть ближе»: кто стоит за резиденцией художников YEMAA?
Малика:
Что интересно, тогда мы столкнулись с тем, что нам писали: «А что такое open call?», «Что такое резиденция?» Я помню, мы отдельно посвятили публикации разъяснениям, и после этого заявок стало заметно больше. Мы покрываем все расходы на проживание, перелёт, участники находятся в резиденции месяц: они проходят образовательную программу, затем создают сами арт-объекты, и после этого проходит выставка. В прошлом году выставка называлась «Жайыкпен көрісу». В ходе обсуждения мы пришли к выводу, что якорной темой и культурным феноменом города является именно река.

Асель:
В этом году у нас достаточно сложная тема – Art & Science. Если бы тема была социальная, я думаю, мы бы получили ещё больше заявок. Почему Art & Science? В прошлом году ребята сами к ней пришли, и мы в ходе долгих рассуждений и обсуждений с сокуратором Асель Мукашевой решили, что это такой естественный путь. Таким образом пришли и к теме «Пятый элемент». Менторкой была Лаура Родригес, мексиканская художница, которая работает на стыке искусства и науки. Она – человек, который из науки пришёл в искусство. Весь месяц она с ребятами выезжала в экспедиции, ходила в лаборатории, проводила опыты, экспериментировала. Любое исследование природы надо начинать с философской темы, поэтому также был приглашён Дмитрий Мельников, философ. С философом разбирались с темой: «А что такое природа, что такое экология?» С геологом Дауреном Калиаскаром, который сейчас делает PHD в Канаде, расширяли понимание темы.


Отличие нашей резиденции от многих в том, что у нас гибридный формат – как школа. Не просто пространство для создания, но и большой образовательный материал. Две недели у участников настолько огромная нагрузка, что даже в какой-то момент кажется, что ничего не получится. Но именно тогда зарождаются идеи, мысли. В этом году выставка резиденции проводится уже в трёх городах: Атырау, Астане, Алматы. В Алматы выставка начнётся 13 октября.

О пространствах

Асель:
В каждой стране должно быть безопасное место для создания арт-работ. В Германии, например, есть государственная программа, благодаря которой многие помещения, которые остались пустыми после индустриализации, отдают креативному кластеру. Также в Германии есть свободные помещения на балансе государства, и они объявляют ежегодный open call. Любой художник может поучаствовать и пользоваться студией бесплатно. А теперь давайте посмотрим на наших художников.
Как, снимая комнату, ты можешь в ней что-то создавать? Это невозможно
Давайте рассмотрим самое банальное: художник пишет живопись. Максимум его размер в такой комнате будет 60х60. Потому что, чтобы элементарно ощущать пространство и создавать работы, нужно место. Арендовать студии – сложно, и не все художники могут это потянуть финансово.
«Искусство может быть ближе»: кто стоит за резиденцией художников YEMAA?
«Искусство может быть ближе»: кто стоит за резиденцией художников YEMAA?
Асель: 
Государству нужно работать с локальными сообществами в городе. Нужно их поддерживать и спрашивать, что им нужно? Создать условия, куда люди могут прийти и начать что-то делать. И образовывать: отправлять на тренинги, расширить учебную программу по теме искусства.
Малика: 
Большой стереотип, что в регионах нет творческой молодёжи. Есть молодёжь, которая готова создавать на очень хорошем уровне, в хорошем качестве работы, писать альбомы. Это нужно выявлять и создавать пространства.
Асель: 
Зачастую наши учреждения «законсервированы». Они лишний раз не готовы сделать шаги в другое направление, не заинтересованы в большом посещении, привлечении молодых. Можно предоставлять библиотеки, центры для этого. Где мы сейчас видим молодёжь? Они ходят в торговом центре, в игровых клубах, но не в культурных заведениях.
Чтобы создать любой предмет искусства, нужны деньги
Художнику нужен бюджет, чтобы себя прокормить и чтобы создать предмет искусства. В этом плане бизнес мог бы также быть большой поддержкой, потому что это выгодно обеим сторонам. Бизнесу нужен хороший имиджевый фонд и культурный капитал, а художнику нужна поддержка.
«Искусство может быть ближе»: кто стоит за резиденцией художников YEMAA?
«Искусство может быть ближе»: кто стоит за резиденцией художников YEMAA?

О том, что помогает двигаться вперёд

Малика:
Думаю, успех нашей резиденции во многом – это планирование. Например, сейчас, когда пройдёт выставка в Атырау, мы покажем выставку в Алматы, а после возвращения уже начнём планировать следующую резиденцию. Проблема государственных организаций – «это было нужно ещё вчера». Очень сложно создавать что-то по-настоящему стоящее без планирования. И, конечно, важно грамотное планирование бюджета. У нас есть спонсорская поддержка, и мы закладываем бюджет на все направления центра, например, закуп литературы. Проблема маленьких городов – не у всех есть доступ к актуальной информации, трендам искусства, а это всё-таки по большей части отражено в литературе. Поэтому нам очень важно наполнять библиотеку действительно актуальными книгами, а не для галочки – поместить туда учебники Советского Союза.
Асель:
Первый год был кризисным: мы работали каждый день, даже если посмотреть нашу переписку того года – мы переписывались каждый день. Я вставала с мыслью о центре и засыпала с этой же мыслью. Важно понять, что нужна команда, и доверять людям. Убеждение «я сделаю лучше сам, один» – ошибочно, и я прошла через это лично. Я вижу ребят, которые идут с запалом, но обычно такой запал, если человек в одиночестве, пропадает через полгода: эмоционально или физически человек будет постоянно болеть, сил не будет.
Малика:
То, что мы с Асель делаем, – это миссия. Тут не стоит вопрос заработка, популярности, славы. Это миссия. У Асель есть свои идеи, которые через курирование выставок и резиденции она пытается донести. У меня есть миссия – дать людям понять, что на самом деле искусство может быть ближе к человеку. Для этого не нужно ехать в другие столицы, иметь специальное образование, достаточно просто обернуться и посмотреть, открыться искусству. Поступает много предложений о франшизах в других городах, и когда мы встретим людей с такой же миссией, думаю, мы сможем расширить нашу резиденцию, почему бы и нет.
Фотографии предоставлены героинями материала
M

Читать также: