Гид Manshuq по арт-объектам Алматы: 14 самых интересных объектов
12 ноября 2018
Но самым заметным всё же стало появление 60 арт-объектов. Поступило больше 500 заявок от художников и архитекторов, которые отбирала комиссия с экспертами из разных стран. Главными критериями для специалистов стали художественная ценность, способность объекта вписаться в архитектурный ансамбль и его взаимосвязь с мировым художественным контекстом без потери национальных традиций и исторического контекста города. Места жительства новых арт-объектов тоже подбирались с умом – учли и генплан развития, и то, какой смысл может придать произведению окружающее пространство.
Но это для экспертов всё просто – считать посыл художника, просчитать все образы, отсылки и в итоге понять, о чём то или иное произведение. Как быть простым горожанам, у которых нет искусствоведческого образования? Вот что советует консультант фестиваля PARK FEST Ольга Веселова:
«Современное искусство может вызывать отторжение. Потому что его язык ещё формируется. Это как сленг: кто-то понимает его сразу, кто-то – чуть попозже. Первые шутки появляются в твитере, а через неделю – на фейсбуке. Но с другой стороны, современное искусство – оно про нас. А на себя иногда бывает очень неприятно смотреть или больно, обидно.
Поэтому, чтобы воспринимать паблик-арт, нужно остановиться. Не пробежать мимо, не проскроллить, не поставить на бегу лайк или дизлайк. Искусство чуть-чуть глубже. Нужно хотя бы попытаться считать знакомые и понятные символы. Изучить материал, форму, в которую складываются детали, – на что это похоже? Вытаскивая ассоциации по цепочке, можно найти смыслы, которые ни автор, ни искусствовед, ни другой специалист в это произведение не вкладывает и даже не видит. Потому что у нас всех свой опыт. Так что совет прост – остановиться и задуматься. Искусство – это загадка, это шарада, которую каждый может разгадать. И самое прекрасное – нет единственно правильного ответа».
Арт-группа Cracking Art (Италия)
Материал: пластик
Местоположение: крыши подземных переходов на перекрёстках пр. Абая – пр. Достык, пр. Абылай хана – ул. Кабанбай батыра, пр. Абылай хана – ул. Гоголя, по ул. Тимирязева
Эти яркие и милые объекты – часть большого международного экопроекта. Их собратья из переработанного пластика «живут» в Милане, Нью-Йорке, Москве, Сиднее и других городах мира. Улитка – это целая копилка образов. Ушная раковина, кочевнический дом, культовая «собачка», символизирующая современные технологии... Или, может, просто яркое пятно в серости дорог?
Андрей Люблинский (Россия)
Материал: металл
Местоположение: вдоль пр. Абая, на углах ул. Кунаева и пр. Абылай хана и напротив ТЦ Promenade
Urban Racers – тоже часть большого международного проекта. Пиксельные обезличенные человечки символизируют современный мир, а яркие цвета привлекают внимание и разбавляют городские пейзажи. Изначально проект задумывался как конструктор – простые лаконичные формы красного цвета, легко узнаваемые и считываемые. Но специально для Алматы питерский художник и дизайнер разработал новую, более «очеловеченную» серию. Персонажи стали напоминать городских жителей, которые к тому же ведутэкологичный образ жизни.
Центр Молодых Художников (Казахстан)
Материал: металл
Местоположение: пр. Достык, угол пр. Абая, площадка перед кинотеатром «Арман»
Ностальгическая композиция возвращает зрителя в Алма-Ату 60-х. Культовый апорт, «Москвич», засветившийся во множестве кинолент, фотографии с сепией, искусственные шубы, кримпленовые платья, повальное увлечение курсами кройки и шитья... И ещё великое множество ассоциаций, которые неизбежно возникают у каждого, кто жил в те времена или слушал истории старших родственников.
Центр Молодых Художников (Казахстан)
Материал: металл
Местоположение: привокзальная площадь Алматы-1
Это не просто малая архитектурная форма, но и самые настоящие часы. Такая своеобразная иллюстрация современного мегаполиса, где каждый житель – невольная и неотъемлемая деталь механизма, который приводит город в движение.
Центр Молодых Художников (Казахстан)
Материал: металл
Местоположение: пр. Абая, площадка перед университетом UIB
Оригинальная беседка в форме изогнутого листа бумаги с письменами, похожими на древние манускрипты. Кстати, эти символы – авторское прочтение художника-граффитиста Рекона Репас стихотворений Жамбыла Жабаева об Алматы. А сама форма и местоположение объекта в первую очередь вызывают ассоциации со знаниями и мудростью предков.
Центр Молодых Художников (Казахстан)
Материал: металл, полиэфирная смола, стекловолокно
Местоположение: пр. Абая, между ул. Жарокова и пр. Гагарина
«Верблюд» и «Лошадка» – это детские игрушки, которые выросли в малые архитектурные формы. На этот эксперимент авторов вдохновил художник Логан Болевард, создавший гигантского журавля-оригами. Молодые художники будто сложили свои творения из корпе.
Андрей Люблинский (Россия)
Материал: металл
Местоположение: по ул. Панфилова, угол ул. Казыбек би и ул. Карасай батыра
Эксклюзивная работа питерского дизайнера и художника как бы намекает на то, что все мы живём под прицелом камер. А лёгкая, почти бумажная конструкция заставляет задуматься то ли о хрупкости, то ли о лёгкости, с которой новые технологии становятся частью нашей жизни.
Группа художников, автор идеи Алена Welar (Казахстан)
Материал: нержавеющая сталь, алюминий
Местоположение: пр. Абылай хана, угол ул. Толе би
Арт-объект, который позволяет прикоснуться к истории буквально. Потому что это точная, хоть и сильно увеличенная копия серебряного дирхема с надписью «Балад Алмату», с которой теперь считается история нашего города.
Абдуахат Муратбаев и ARTSPACE.kz (Қазақстан)
Материал: металл
Местоположение: западная часть пр. Назарбаева, угол ул. Кабанбай батыра
Аллюзия на восточные светильники, выполненная в непривычной форме. Золотой цвет вызывает мысли о солнце, песках в пустыне и даже золотых украшениях древних времён. Кружево национального орнамента создаёт игру света и тени в любое время суток – декоративная композиция оснащена внутренней подсветкой.
Тамила Маматова (Қырғызстан)
Материалы: травертин
Местоположение: привокзальная площадь Алматы-2
Кеокёр – киргизский национальный сосуд из кожи для хранения кумыса. Вокзал – место встречи различных культур и тёплых эмоций от встреч. Это место, с которого начинается знакомство с городом и культурой. Примечательно, что арт-объект был создан в рамках пленера, в котором участвовали скульпторы из разных стран.
Хуршед Хусенов (Таджикистан)
Материал: травертин
Местоположение: западная часть пр. Назарбаева, угол пр. Абая
Ещё один объект, созданный во время пленера. И ещё одна история про знания и мудрость, сохранённые для нас предками. А барельефы с женским и мужским лицом напоминают о семейных ценностях. Или, быть может, о равенстве, полярности, романтике... Или о чём-то совсем другом?
Руслан Аканаев (Казахстан)
Материал: цветные металлы из старых автомобилей
Местоположение: восточная часть пешеходного сквера на пр. Назарбаева, угол ул. Карасай батыра
Алдар-Косе, хитрец и защитник бедных, знаком казахстанцам с детства. Автомобильные запчасти могут быть и отсылкой к прошлому, и иллюстрацией нынешнего «коня», и аллюзией на большой механизм, частью которого являются жители любого мегаполиса. Особенно интересно в этой точке городского пространства играет окружающее пространство. Старые советские дома, сохранённые в первоначальном виде, или отделанные современными материалами, более актуальные формы и новая аллея – в зависимости от точки смысл может меняться довольно сильно.
Центр Молодых Художников (Казахстан)
Материал: металл, стеклопластик
Местоположение: ул. Панфилова, угол пр. Жибек Жолы
Странный аляпистый треугольник на самой первой пешеходной улице Алматы имеет свою историю. На самом деле это посвящение одному из ярчайших представителей русского авангарда – Сергею Ивановичу Калмыкову. На одной из сохранившихся фотографий Калмыкова, известного своими эпатажными нарядами, запечатлели с самодельной треугольной сумкой. Именно эту деталь гардероба известного художника и взяли за основу малой архитектурной формы её создатели. Арт-объект, основанный на другом арт-объекте, – уже интересно, не так ли?
Тлеуберды Бинашев (Казахстан)
Материал: железобетон
Местоположение: площадь перед концертным залом «Алатау», мкр. Алгабас-1
Наследие древних кочевников, каменные воины Тенгри, загадка современных археологов – это все они, балбалы. Они немного инородно смотрятся на фоне геометричного здания концертного зала и ровных дорожек, выложенных тротуарной плиткой. Но стоит вспомнить, что ещё несколько лет назад здесь была практически степь, как композиция сразу заиграет новыми красками.