22 февраля 2019
Бросим же краткий взгляд на историю наряда невесты/молодой жены и посмотрим, откуда растут корни тех обыкновений, ставших бессмертной классикой.
у белого цвета появилось новое значение: невинность, чистота, незапятнанность
Ну, вовсе необязательно. Во многих культурах является совершенно нормальным надевать в «самый важный день» те наряды, в которых вступали в брак бабки и праматери. Во-первых, считалось, что это приносит удачу – она как бы переходила от родительницы к потомкам. При том условии, конечно, что предыдущая носительница платья не переживала восемь разводов или оставалась вдовой через неделю после свадьбы. И муж над ней не издевался. Ведь, чтобы удача перешла, надо быть уверенной, что удача там изначально была.
Второе – это экономично. Это в нашу эпоху всеобщего процветания (да-да, какой бы убогой ни казалась нам наша жизнь, мы всё равно живём лучше, чем бесчисленные поколения наших предков) новое платье является артефактом, которому суждено быть использованным один раз, а потом тихо погибнуть в заветных глубинах гардероба. Или там сундука. Большинство женщин на протяжении истории, если даже и выходили замуж в новом, после это самое свадебное платье носили долго и успешно.
Плюс, наконец, мода циклична. И то, что дочери казалось мешковатым и устаревшим, внучка может гордо надеть со словами: «А что? Винтаж!»
Наши предки ещё триста лет назад пожали бы плечами недоуменно. Ну, может, не конкретно наши – предки тех европейцев, которые и навязали этот стереотип (как и большинство других прочих) всему миру. Белый цвет считался невзрачным, бесцветным и унылым. Он не передавал ни праздничного настроя, ни сигнализировал о богатстве и социальном статусе невесты, не нёс никакой позитивной символики. Не зря французские королевы, овдовев, облекались в белое – белое было началом и концом, он ассоциировался со смертью и небытием, в общем. Это уже потом у белого цвета появились новые значения: невинность, чистота, незапятнанность.
А ещё полтысячи лет назад, что в Европе, что в Азии, Америке или Африке (собственно, во многих культурах ничего и не поменялось – гляньте на страны Дальнего Востока), нормальными свадебными цветами считались яркие, насыщенные. Доминировали красный с жёлтым и смежные оттенки – ведь это кровь, солнце, золото, плодородие, процветание, сама жизнь!
Говорят, белое платье на свадьбу первой надела Мария Стюарт, трагическая королева Шотландии. И да, и нет. Во-первых, надела она его на первую свадьбу – с французским королём. И к тому времени правила при парижском дворе поменялись: свекровь Марии, знаменитая Екатерина Медичи, овдовев, навсегда окрасила свой гардероб в чёрный цвет – и проносила его лет тридцать. Но первой вдовствующей королевой в чёрном была бабка свёкра Марии, Анна Бретонская, отказавшаяся надеть белое – «Чёрное, – сказала, – не выцветает! Так же, как и моя скорбь». Кривила душой королева Анна, надо сказать: через полтора года после смерти её первого мужа, Карла VIII, она вышла замуж повторно – за следующего французского короля, между прочим. Так что к моменту свадьбы Марии традиции уже изменились изрядно, и за полвека в обиход плотно вошёл принцип «чёрное – это траур». В такой ситуации белый цвет избавился от своей заунывной славы и стал уместным для других оказий. Плюс, отметим, в середине XVI века очень моден и дорог был жемчуг – а уж он на белом смотрится исключительно выгодно. Мария Стюарт и шла к алтарю, вся затканная перлами.
Однако подлинная история «белоснежного свадебного платья» восходит к более близким временам и более известной королеве. В феврале 1840 года двадцатилетняя королева Великобритании Виктория выходила замуж за своего кузена Альберта Саксен-Кобург-Готского, и вот она-то и надела белое платье. Вслед за главной невестой планеты новую моду подхватила сначала лондонская знать, потом континентальная Европа, и уже через несколько десятилетий белый цвет стал доминирующим на свадьбах.
Последнее, что следует добавить, – популярным белый цвет стал только в середине XIX века. Во многом потому, что появились новые моющие средства и стало проще отстирывать пятна. Все предыдущие эпохи одежду стирали либо в реках, которые люди довольно рано начали загаживать, либо и вовсе золой. Можно представить, во что превращалась белая ткань в таких условиях – и как скоро.
Идеальное свадебное платье может быть каким угодно – и длинным, не меняющим силуэта, элегантным в пол, и мини, и вообще брючным костюмом. Но чуть ли не инстинктивно всякая невеста понимает, что идеал – это облегающий топ и пышная юбка. Гляньте любой голливудский блокбастер или диснеевский мультфильм, если нет веры словам автора. А ведь эта классическая форма, в общем-то, результат случайности – и за него, опять же, ответственна прапрабабушка нынешней королевы Британии Виктория. Ну вот вышло так, что в ту эпоху вновь вошла мода на пышные юбки – выходила бы она замуж лет на тридцать раньше, была бы в струящейся тунике с высоким, под грудь, поясом в неогреческом/ампирном стиле. И все бы его по сей день копировали.
Ведь почти тысячу лет самые видные – хотя, что уж там, любые вообще – невесты Европы шли под венец в туниках и сюрко. Это как если бы нынешняя невеста натянула скроенный чуть ли не из одного куска ткани сарафан с длинным рукавом и плащ до пят сверху. И, как бы ни шел такой покрой в разрез с требованиями моды, надо признать, что такой наряд был куда комфортнее широченных юбок и тугих корсетов.
Свадебная мода меняется, меняется и отношение к институту брака в обществе. Но самое главное – современная невеста может без оглядки на всякие стереотипы выбрать то платье, которое ей самой понравится. И если это даже будет платье-торт из кружев и атласа, как минимум приятно делать этот выбор, будучи проинформированной.
Читайте также авторские колонки Анастасии Щуровой, Майи Акишевой иматериал с Хади.
Благодарим за помощь в организации съёмок салон дизайна и ивентов Very Strange Avenue
Модель: Камила Нугманова
Фотограф: Наталия Пельц, Салтанат Жаксылыкова